?

Log in

No account? Create an account
Большая История в зеркале семейной истории - Мешок Арбузов [entries|archive|friends|userinfo]
Мешок Арбузов

[ website | Неведомая Земля ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Большая История в зеркале семейной истории [Jul. 4th, 2017|08:58 pm]
Мешок Арбузов
[Tags|, , , , , ]

Недавно я завершил работу над исследованием жизни своего прадеда и издал это исследование в виде книги - для семейного пользования, в подарок моей бабушке к её 91-му дню рождения. Работа над этой книгой дала мне очень много. Наверное, самое главное - это удивительное, волнующее ощущение, когда на твоих глазах как будто складывается мозаика, собранная твоими руками из разбросанных кусочков, и перед тобой открывается внутренний мир человека, его мысли и чувства, логика его поступков и т.д.

Мой прадед, Лев Натанзон (1889-1942), был одним из тех, кто понаехал, к большой скорби вице-спикера Госдумы Петра Толстого, в нашу матушку белокаменную Москву с территории бывшей черты оседлости после Октябрьской революции. С наганом он, правда, не бегал, храмы не разрушал, никаких административных должностей не занимал, работал, как и в Белостоке до революции, рабочим-наборщиком, в разных типографиях, дольше всего - в главном советском еврейском издательстве "Дер Эмес" ("Правда"). С 1924 года состоял в коммунистической партии. Впоследствии, как и многие его коллеги по работе, был репрессирован.

В общем, жизненный путь прадеда был довольно-таки типичным для той социальной, национальной и политической среды, к которой он принадлежал. Возможно, поэтому по ходу работы над книгой для меня многое прояснилось не только в биографии прадеда, но и в общей картине той эпохи, в которой он жил. Некоторыми из своих наблюдений хочу поделиться здесь.


1. Не следует судить о внешнем виде дореволюционных городов Российской империи по почтовым открыткам. На открытках Белостока, к примеру, всегда изображались практически одни и те же улицы более-менее цивилизованного вида, которых всего-то было несколько штук на весь город. Но нигде, разумеется, не изображалась остальная часть города, с её убогими хибарками и вонючими кривыми улочками - к слову сказать, канализация в уездном центре отсутствовала как таковая.

2. Из всех известных мне родственников прадеда единственным человеком, пришедшим к Успеху, был его дядя со стороны матери, Лазарь Борисович Цигель. Он был строительным подрядчиком, сделал состояние в Белостоке на финансовых спекуляциях и успел стать купцом первой гильдии аккурат накануне очередного экономического кризиса, что дало ему право покинуть черту оседлости и в 1900 году переехать в Москву. Ну и дальше всё как по маслу: квартира в элитном доме на Сретенском бульваре, загородная вилла в Сокольниках, фирма растёт и крепнет, не обходясь, как водится, без некоторых махинаций при исполнении заказов. Даже революция не сильно выбила дядю из колеи: конечно, его недвижимость национализировали, но сама фирма продолжала существовать и в годы "военного коммунизма", и при нэпе. Отсюда мораль: а) от трудов праведных не наживёшь палат каменных; б) если человек действительно Успешен, то это надолго.

3. Сейчас понятия "учёный" (в смысле настоящий учёный, а не обладатель купленной диссертации) и "чиновник" (в смысле руководящий работник именно в госаппарате, а не в академических учреждениях) кажутся практически несовместимыми. А вот в начале 1920-х годов заместителем управделами ВЦИК был такой человек - Эрнест Карлович Дрезен, учёный-языковед и главный советский эсперантист. Узнал я об этом факте случайно, из его резолюции на заявлении прадеда с просьбой улучшить жилищные условия (резолюция была положительной и возымела действие). Наверное, время было такое, что даже такие отъявленные идеалисты и романтики, как поклонники международного языка эсперанто, не гнушались бумажной работы в госучреждениях, а госучреждения, в свою очередь, не боялись брать на бумажную работу отъявленных идеалистов и романтиков.

4. Про "ленинский призыв" 1924 года часто пишут, что он был спланирован чуть ли не лично Сталиным для укрепления своей власти в партии, а большинство вступивших представляло собой политически неграмотную массу, движимую лишь стремлением сделать карьеру и полностью зависимую от партийного руководства. Судя по тем материалам, которые я изучал, такой взгляд, как минимум, очень сильно упрощает реальность. Вступали в партию кадровые рабочие, причём со своими индивидуальными мотивами - их рассказы, опубликованные в заводской газете, не выглядят шаблонными или однотипными, но у всех прослеживается мысль: теперь нет больше вождя, на которого можно надеяться, мы должны сами взять на себя ответственность за революцию. К слову сказать, многие из этих вступивших отнюдь не следовали беспрекословно за "генеральной линией".

5. Вообще заводские газеты - это уникальное зеркало времени: не только исторических событий, но и настроений, языка, бытовых подробностей жизни обычных людей. И в этом плане газеты 1920-х годов - просто кладезь для понимания атмосферы той эпохи, когда ещё не остыл запал великой революции, когда помощнику директора на страницах газеты настоятельно советовали "на седьмом году Советской власти" научиться здороваться с рабочими, а директор, обращаясь к рабочим, просил: "Товарищи, пишите и указывайте на наши недостатки подробно и почаще. С благодарностью примем все ваши советы и указания". И писали, и указывали, иногда довольно едко, и многие проблемы решались. А также заводская газета высмеивала мужей, бьющих своих жён и жён, бьющих своих мужей, пьяниц и сквернословов, публиковала рекомендации по охране труда и о том, как лучше провести свободное время - в общем, была реальным и действенным примером социального творчества масс [может быть, сделаю как-нибудь отдельную публикацию с наиболее интересными текстами из той газеты].

6. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920-е годы отражала объективно существовавшие в советском обществе социальные конфликты и противоречия (между городом и деревней, между рабочими и служащими и т.д.). С начала 1930-х годов, после разгрома всех оппозиций, эти противоречия уже не находили себе выражения в открытой политической борьбе, но всё равно так или иначе вылезали наружу, а метания "генеральной линии" то влево, то вправо в попытках лавировать между разными группами населения всё время оставляли кого-то недовольным. Это недовольство, по преимуществу носившее социально-экономический характер и выражавшееся в частных разговорах, было тем материалом, из которого впоследствии следователи НКВД лепили "антисоветскую агитацию".

7. Есть гипотеза, что причина такого широкого размаха политических репрессий в 1930-е годы была заложена в том, что коммунистическая партия, оставшись не только единственной правящей, но и единственной легальной, превратилась из политической организации в институт государственной власти, со всеми вытекающими последствиями, в частности:

а) перемещение идейных споров внутри партии в плоскость уголовного преследования (знаменитая "литерная" статья КРТД);

б) двойные стандарты в отношении людей с "политически сомнительным" прошлым (бывших оппозиционеров или выходцев из других партий) - одних за это сажали или, как минимум, гнобили при каждом удобном случае, в то время как другие, стремясь доказать свою лояльность, громче всех обвиняли первых в собственных "грехах" и делали на этом успешную карьеру.

И то, и другое суть проявления того совершенно безыдейного конформизма, который стал стилем жизни партии и в перспективе, как известно, привёл к её полной деградации, завершившейся позорной сдачей всего и вся в годы "перестройки".

8. Градус абсурда в следственном деле 1936 года напоминает о временах средневековья и борьбы с ересями (хотя это ещё не тридцать седьмой, когда искали свастику в орнаменте на обложках школьных тетрадей). Обвиняемым регулярно задавался вопрос: "Почему вы не выступали с разоблачением себя как троцкиста?". Показательная история произошла с заместителем редактора газеты "Дер Эмес" Шпрахом. Он на партийном собрании обронил словечко "перетряхивание" относительно шедшей тогда проверки партийных документов, а ведь это слово, о ужас, употребил Троцкий в 1920 году во время дискуссии о профсоюзах!! Шпраха исключили из партии, потом по апелляции восстановили, потом снова исключили и арестовали по доносу секретаря его партячейки. Секретарь поведал, что в личной беседе с ним Шпрах отрицал возможность построения коммунизма в отдельно взятой стране, так как коммунизм не предполагает наличия ни государства, ни армии. Эта мысль, с точки зрения марксистской теории вполне очевидная, вошла в противоречие с последними указаниями товарища Сталина и стала поводом для ареста Шпраха. Секретарь же партячейки после этого занял освободившуюся должность заместителя редактора газеты. Без комментариев.

9. Вообще о роли "низовой инициативы" в репрессиях: начало всему огромному следственному делу "о контрреволюционной троцкистской организации в типографии "Дер Эмес", по которому проходило обвиняемыми почти 30 человек, положили два доноса на одну супружескую пару, причём первый "сигнал" сначала "не сработал" и был пущен в ход уже после появления второго. Авторы обеих доносов - беспартийные женщины, во втором случае - малограмотная "активная общественница", явно хотевшая показать себя более бдительной, чем местные партийцы. Эта "низовая инициатива" совпала с желанием руководства НКВД Московской области занять первое место в стране по количеству разоблачённых "врагов народа", чего они в итоге и добились. Желание выслужиться, в свою очередь, было спровоцировано той политической установкой, которая шла от высшего партруководства во главе со Сталиным. Так что, когда спорят, кто больше виноват - верхушка партии, руководство НКВД или доносчики - можно уверенно сказать: все хороши.

10. Что касается тех НКВД-шников, которые вели дело - практически все они через несколько лет были сами арестованы и расстреляны за "вражескую работу в органах НКВД", то есть фальсификацию уголовных дел и применение незаконных методов следствия. Им, наверное, было очень обидно: они ведь так старались в борьбе с врагами народа, выполняя указание партии и правительства, получали ордена, а несколько лет спустя партия и правительство оценило их старания как "вражескую работу" и наградило пулей в затылок. Так или иначе, в данном случае можно сказать, что закон кармы сработал и справедливость восторжествовала, пусть и в таком странном виде.

11. Главный вывод, который я сделал для себя по итогам работы над книгой - прошлое, как и настоящее, всегда богаче наших представлений о нём. И потому нелепы и возмутительны любые попытки впихнуть это прошлое в примитивные идеологические схемы и сделать его объектом манипуляций - с чем я столкнулся, например, встретив в сети фамилию своего прадеда в списках под названием "Жертвы коммунистического террора в СССР" и "Евреи - жертвы ленинско-сталинского террора". Обе формулировки бессмысленны, так как прадед сам был коммунистом, вступившим в партию по убеждению во время "ленинского призыва", и причины его ареста не были связаны с его национальным происхождением. Короче говоря, вместо "объяснений" всех мрачных страниц 1930-х годов злой волей отдельных лиц или групп - нужно изучать источники, стараться, по возможности, понять контекст известных нам фактов и те закономерности, которые сделали всё это возможным.

Буду рад конструктивным комментариям и вопросам.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: chester854
2017-07-04 05:35 pm (UTC)
Колоссальный труд, очень здорово. Я пока только отдельные факты об участии предков в Великой Отечественной войне собрал и родословное дерево до начала 19 века довел.
Сейчас не популярно с архивным документами работать, все на очевидцев ссылаются:(
Ты с личными делами работал? Там иногда такие материалы интересные встречаются!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: meshock86
2017-07-05 09:02 am (UTC)
Спасибо, я сам очень рад, что получилось, это была моя давнишняя мечта.

/// Ты с личными делами работал? Там иногда такие материалы интересные встречаются! ///

Личное дело использовал с одного из мест работы прадеда - в типографии Клуба имени Свердлова при ВЦИК. Оттуда как раз информация про Э.К. Дрезена (п.3). Также архивно-следственные дела и разные другие документы из архивов (ГАРФ, ЦГАМ, РГАСПИ, калужского областного и калужского УФСБ). Много дали подшивки заводской газеты, справочные календари и адресные книги по Белостоку и Москве, ну и изучение сопутствующей литературы, разумеется.

/// Сейчас не популярно с архивным документами работать, все на очевидцев ссылаются:( ///

Не понимаю, как можно написать более-менее серьёзное исследование без архивов. Для меня самым первым источником, ещё лет 15 назад, были рассказы и воспоминания бабушки вместе с сохранёнными ей документами, но архивы позволили очень много уточнить и дали массу совершенно новой информации, которую бабушка просто не могла знать в силу возраста.

/// Я пока только отдельные факты об участии предков в Великой Отечественной войне собрал и родословное дерево до начала 19 века довел. ///

До начала 19 века - это весьма впечатляюще! А у тебя предки наши, самарские? У Марины до конца 18-го получилось довести, до первых переселенцев из Пензенской губернии к нам. А вот с моими сложнее, так как они жили на территории нынешних Белоруссии и Польши. В белорусский архив отправил запрос, пока жду...

Про участие в войне: у меня есть идея сделать как-нибудь выставку в нашей музейной комнате в библиотеке на эту тему. Нам от читателей некоторые экспонаты поступили, плюс я про своих родственников кое-что нашёл, но пока не довёл до конца. Как ты смотришь на то, чтобы подключиться к этому? было бы продуктивное сотрудничество библиотек и архивов :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chester854
2017-07-05 09:27 am (UTC)
Бабушка по папе из государственных крестьян малороссийского происхождения из села Лопатино, поэтому там все просто оказалось. По бабушке по маме у меня есть готовое дерево до середины 18 века - Казанская губерния, там делать нечего особо. По дедушке по папе из Воронежской области широкий простор для поисков. В Воронеже начали оцифровку документов, правда есть опасения что многое пропало в оккупацию:( Когда материалы по диссертации искал встретил в 17 веке упоминания о служилых людях-однофамильцах как раз из Воронежа, если получится проследить от 19 до 17 века будет очень здорово.

По поводу устных воспоминаний: мне бабушка говорила, про одного из прадедодов что погиб после гражданской, а по документам умер от тифа после русско-японской в 1906 году, много ошибок с датами, точными именами и т. д.

Что касается потомков и воспоминаний дедушек/бабушек: по закону "О трех колосках" в нашей Куйбышевской области эпизоды от 800 кг. до 30 т., причем воровали из амбаров, складов и других охраняемых помещений. Также и с статьями за растраты, взятки, подлоги и др. все потомки со слов бабушек и дедушек жалуются - невинно репрессированные!

Просили меня краеведы из близлежащего региона посмотреть материалы на расстрелянных по их мнению священников - ни малейших упоминаний, зато есть прелюбодеяния, многоженство, пьянство... Документов нет, но почти наверняка уже издана книга о сотнях репрессированных священнослужителях

Моих материалов по войне мало будет, у меня на первом плане все-таки диссертация, а родословными я по случаю периодически занимаюсь - собираю устные материалы от родственников разрабатываю боковые линии родства, потихоньку метрики просматриваю и т. д.

Могу только демилитаризованный в заводских условиях экспонат дать, если выставка не очень длительная будет
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: meshock86
2017-07-05 09:37 am (UTC)
/// По бабушке по маме у меня есть готовое дерево до середины 18 века - Казанская губерния, там делать нечего особо. ///

Готовое - в смысле кто-то из предков свою родословную составил?

/// Когда материалы по диссертации искал встретил в 17 веке упоминания о служилых людях-однофамильцах как раз из Воронежа, если получится проследить от 19 до 17 века будет очень здорово. ///

Это вообще шикарное совпадение)) Успехов тебе с диссертацией!

/// Также и с статьями за растраты, взятки, подлоги и др. все потомки со слов бабушек и дедушек жалуются - невинно репрессированные! ///

В смысле, ты встречал такие случаи, когда про кого-то конкретно потомки говорили одно, а по документам оказывалось другое?

/// Просили меня краеведы из близлежащего региона посмотреть материалы на расстрелянных по их мнению священников - ни малейших упоминаний, зато есть прелюбодеяния, многоженство, пьянство... Документов нет, но почти наверняка уже издана книга о сотнях репрессированных священнослужителях ///

Это как - расстреляли за прелюбодеяние? :)

Про материалы по войне - много и не нужно, копии фотографий или документов с текстовым описанием - уже хорошо. Я тогда напишу, как соберусь выставку делать.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chester854
2017-07-05 10:12 am (UTC)
Да, у одного родственника была возможность профинансировать и по материалам нескольких архивов составили дерево всего рода и в каждую семью раздали по копии. Там конечно далеко не все родственники, у многих не хватает фотографий, но дает полную картину!

Я в какой-то момент начал составлять алфавитный перечень всех упоминаемых лиц в диссертации, богатейший материал для ульяновского краеведения и составления родословных деревьев. Самое интересное в жж публикую:)

Так оно чаще и бывает, получается не прилично, что предки по уголовным статьям судимы, а по политическим это даже доблесть. По документам не только Куйбышевской области, но Ростовской, а также союзных республик - Украины, Казахстана (посмотри у меня есть перепосты на эти обзоры), получается, что воровали чаще всего не бедные, а наоборот более обеспеченные и не для пропитания, а для спекуляции или самогоноварения. Бабушка и дедушка потом расскажут детям и внукам, что мол прадеды были крепкими хозяевами, за что и были репрессированы!

Сейчас очень жаль, что выписки я отправил, а себе копий не оставил. Там жалобы в советские органы власти друг на друга, разбирательства по деньгам и имуществу, воровство пожертвований, святости совсем нет! Собственно тоже самое, что и в фондах дореволюционной духовной консистории:) Правда я для себя отметил один любопытный случай обратный был - священник-неудачник Ставропольского уезда, которого крестьяне его прихода несколько раз обворовывали!

По поводу наказаний в 1920 - 1930 гг. наоборот суровые очень редко встречаются, берегли людей в основном. Упоминаний ВМН не видел, хотя естественно они были, но редко и не за те мелкие проступки, какие нам "либеральные" публицисты расписывают.
Также и в 17 веке, в Европе фальшивомонетчиков казнили, а у нас отправляли на службу в казаки и стрельцы. Также я встречал попадание на службу на окраины за ложный донос на человека, якобы участника Разинского восстания, за подделку подписи на документе, за ересь и антиправительственную пропаганду.

Edited at 2017-07-05 10:12 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: meshock86
2017-07-05 12:32 pm (UTC)
/// Бабушка и дедушка потом расскажут детям и внукам, что мол прадеды были крепкими хозяевами, за что и были репрессированы! ///

Ну это предположение, что может так быть, я-то спрашивал, знаешь ли ты конкретные такие случаи, когда родственники искажали реальную причину репрессий. Я часто встречал эту мысль в т.н. "патриотической" публицистике и мне, если честно, этот приём кажется не очень красивым: мол, "зря никого не сажали" - это ничем не лучше тех ложных обобщений, которые применяют либералы. Перепосты статей про указ 7-8 я читал, факты интересные, но это и не была политическая статья.

Вот с чем я встречался, что по 58-й статье осуждали за всяческие злоупотребления властью, неисполнение должностных обязанностей (саботаж) тех, кто реально был в этом виновен, в частности, сотрудников НКВД, плюс нередко приписывая им ещё и заговор или террор. К ним, действительно, понятие "необоснованно репрессирован" никак не подходит, но они и не реабилитированы, равно как и власовцы, полицаи и прочие коллаборационисты, совершившие военные преступления.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chester854
2017-07-05 01:03 pm (UTC)
Только читал. Но по ст. 58, а впоследствии ст. 69 могли судить к примеру за вывод из строя сельскохозяйственной техники, т. е. если воровство аккумулятора не позволяло пахать на тракторе, то это вредительство, а когда у трактора скручены несколько навесных деталей, но работать после этого он мог, то это воровство. Политическую статью часто добавляли к уголовную если преступник попадался по не первый раз
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kotopes.dreamwidth.org
2017-09-08 09:14 am (UTC)
Не фантазируйте, пожалуйста, благо что уголовная статистика доступна.
Был (абсолютно необъяснимый) всплеск в 37-38 гг.
Не могли заслать в 37 с помощью машины времени сотни тысяч шпионов, потому что машины времени не существует.
И чтобы массово записывать уголовников в политические - для этого тоже нужно указание сверху.
Например, сейчас в России, наоборот, политические преступления (терроризм) записывают в обычный криминал (резня в Сургуте, банда ГТА ...).
Но для такого нужны приказы сверху.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-09-07 01:35 pm (UTC)
а каким Дрезен был мерзавцем вам не рассказали? Он ведь вышку заслужил сотню раз, никак не меньше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: burckina_faso
2017-09-07 10:49 am (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-09-07 01:34 pm (UTC)
Кстати, латышский сучонок Дрезен когда Органы его замели и раскололи был готов на любую работу, лишь бы спасти свою подлую жизнь, плакал, валялся в ногах, чуть-ли не сапоги целовал. Расстреляли как собаку, без могилы.
И вот к такому мерзавцу вы обращались за улучшением жилищных условий?!?
(Reply) (Thread)
From: kotopes.dreamwidth.org
2017-09-08 06:32 am (UTC)
Павел, ваши предки воевали в Красной армии за победу большевизма, разве нет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-09-08 06:47 am (UTC)
неа ;)
и комиссароми они не были,как у половины проукраинских жжшников, и с латышами-тофарами возглавляющими ВЦИК-ЧК-ВГТРК тоже дела не имели, были они железнодорожниками, ну и участок свой под овощи, так и выжили.
Тааак что в этом деле я чист.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kotopes.dreamwidth.org
2017-09-08 09:04 am (UTC)
Чисты дебилы да идиоты.
Просто вы сваливаете всю ответственность за вашу безответственность на чужих.
Я как-то не вижу разницы между своим прадедом, членом ВКП(б), и своим прадедом (железнодорожником), не коммунистом.
Они оба поддерживали советскую власть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-09-08 10:00 am (UTC)
==Чисты дебилы да идиоты.==
ага точно, только они не понимают какое это счастье участвовать в злодеяниях да преступлениях.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kotopes.dreamwidth.org
2017-09-08 11:02 am (UTC)
Так зачем же ваши предки воевали на стороне советской власти?
железнодорожники в гражданскую были за большевиков.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-09-08 08:52 pm (UTC)
ну вы это, умерьте разоблачительный пыл.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kotopes.dreamwidth.org
2017-09-11 04:28 am (UTC)
Впечатление будто вас вчера заслали с Марса, а Россию в недавнем прошлом заселяли сплошь евреи да латыши.
Как же это выходит, что вы никогда и нигде не причем?
Уж всяко ваши родители ходили на советские выборы и голосовали за коммунистов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-09-11 05:03 am (UTC)
==Уж всяко ваши родители ходили на советские выборы и голосовали за коммунистов.==
вот разве что так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: meshock86
2017-11-07 10:28 am (UTC)
Мат в данном журнале не приветствуется, как и поливание грязью людей без ссылки на какие бы то ни было источники.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: supermipter
2017-11-07 09:24 pm (UTC)
поговорите сами с теми кто вел дело этого мерзавца.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mamburu_500
2017-09-07 04:20 pm (UTC)
а книгу где читать-то, особенно если я не бабушка?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: meshock86
2017-11-07 04:51 am (UTC)
Ну книга вообще для семейного пользования, как и было указано. Если Вам интересно, могу в личном сообщении дать ссылку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Ilya Pechenkin
2017-09-27 09:00 pm (UTC)
Здравствуйте! Очень интересует информация о профессиональной деятельности Л.Б. Цигеля в Москве. Скажите, сохранился ли его архив?
Спасибо!
(Reply) (Thread)